Боевой вертолёт Ка-52

Боевой вертолёт Ка-52

Двухместный многоцелевой армейский боевой вертолёт Ка-52, обладающий сегодня наиболее совершенным и эффективным комплексом бортового оборудования и вооружения, а также рядом уникальных пилотажных и тактических возможностей, выбран в 2006 г. Министерством обороны для поставки специальным подразделениям российских Вооруженных Сил. Он создан на базе одноместного армейского вертолёта-штурмовика Ка-50, принятого на вооружение Российской Армии Указом Президента России 28 августа 1995 г., но, в силу тяжелейшего положения в экономике страны и практически полного прекращения закупок новой военной техники в 90-е гг., широкого распространения в войсках так и не получившего.

Помимо пяти опытных экземпляров, изготовленных фирмой «Камов» в 1982–1990 гг., авиазаводом «Прогресс» в Арсеньеве в 1991–1998 гг. было построено 12 серийных Ка-50 установочной партии, часть из которых поступила в Центр боевого применения и переучивания летного состава Армейской авиации в Торжке, а остальные были переданы предприятию-разработчику для дальнейшего совершенствования и создания новых модификаций. Несмотря на выданный в 1996 г. госзаказ на производство партии серийных вертолетов, в течение почти восьми лет программа Ка-50 практически не финансировалась.

Ситуацию удалось переломить только в 2005 г., когда были приняты решения о достройке в Арсеньеве нескольких Ка-50 из оставшегося с конца 90-х гг. задела, а также продолжении государственных совместных испытаний опытного Ка-52 с перспективой включения в гособоронзаказ серийных вертолетов данного типа. После возобновления финансирования в августе 2006 г. на «Прогрессе» смогли доукомплектовать и впервые поднять в воздух последнюю, 12-ю машину из первой установочной партии, а в декабре того же года – еще один серийный Ка-50. В 2008 г. завод изготовил три последних Ка-50, один из которых уже поступил в ЦБП в Торжке. Новых заказов на поставку Ка-50 нет, и производиться теперь будут только Ка-52.

К разработке двухместного варианта Ка-50, который мог бы использоваться не только как всепогодный круглосуточный вертолёт-штурмовик, но и как разведчик-целеуказатель для группы боевых вертолётов – своего рода «командирской» машины армейской авиации, – на фирме «Камов» приступили в 1994 г. В том же году был изготовлен макет и состоялось заседание макетной комиссии, по замечаниям которой головная часть машины была перепроектирована заново, и Ка-52 приобрел свои нынешнее очертания. Опытный экземпляр Ка-52, получивший бортовой №061, был изготовлен осенью 1996 г. на базе одного из первых Ка-50 установочной партии. Первое висение на нем состоялось 25 июня, а первый полет по кругу – 13 августа 1997 г. После проведения испытаний по определению летно-технических характеристик опытный экземпляр Ка-52 использовался для отработки различных вариантов комплектации обзорно-прицельного оборудования. Кроме того, в 1999 г. он участвовал в демонстрационных и ознакомительных полетах в Турции в рамках программы создания вертолета Ка-50-2 «Эрдоган» для турецкой армии, а весной 2001 г. был переоборудован в вариант Ка-52К для участия в тендере на перспективный боевой вертолёт для армии Республики Корея, объявленном в марте 2000 г.

После этого опытный экземпляр Ка-52 снова использовался для отработки различных вариантов построения комплекса бортового оборудования в интересах Российской Армии. Так, на авиасалоне МАКС-2003 вертолёт демонстрировался в следующем варианте комплектации обзорно-прицельного оборудования: радиолокационный комплекс «Арбалет» разработки ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» (модуль «воздух–поверхность» в носовой части фюзеляжа и модуль «воздух–воздух» – над колонкой несущих винтов), обзорно-прицельная гиростабилизированная оптико-электронная система «Самшит-БМ-1» разработки УОМЗ для круглосуточного обзора, обнаружения и распознавания объектов, решения прицельных задач, захвата и автосопровождения наземных целей (в сферическом обтекателе на верхней поверхности фюзеляжа за кабиной перед колонкой несущих винтов), пилотажная турельная оптико-электронная система ТОЭС-520 для круглосуточного обзора местности, поиска и обнаружения наземных ориентиров и препятствий (в сферическом обтекателе под носовой частью фюзеляжа, слева, за радиопрозрачным обтекателем РЛС).

В 2003 г. на опытном Ка-52 успешно завершился этап государственных совместных испытаний по подтверждению лётно-технических характеристик. Однако заказчик продолжал «не замечать» новую разработку «Камова» (напомним, именно в это время основным перспективным боевым вертолётом Армейской авиации России был объявлен Ми-28Н). Тем не менее, на фирме, по сути на инициативных началах, продолжалась кропотливая работа по совершенствованию машины, в первую очередь в части отработки комплекса бортового оборудования и вооружения. Наконец, в 2006 г., при очередной корректировке Гособоронзаказа, в него удалось включить пункт о проведении в полном объеме государственных совместных испытаний модернизированного двухместного многоцелевого боевого вертолёта Ка-52 и освоении его производства на заводе в Арсеньеве. Работа по подготовке к ГСИ началась во второй половине 2006 г., тогда же был разработан план необходимых мероприятий по подготовке производства Ка-52.

Первым Ка-52, выпущенным в Арсеньеве, стал второй опытный вертолёт, получивший бортовой №062 и изготовленный с использованием планера одного из недостроенных на заводе серийных одноместных Ка-50. Впервые в воздух он поднялся 27 июня 2008 г. и после дооснащения на фирме «Камов» системами комплекса бортового оборудования вскоре присоединился к программе ГСИ. Второй прототип Ка-52 стал по сути эталоном для будущих серийных машин, изготовление первых из которых в прошлом году уже велось полным ходом на «Прогрессе».

Источник - dogswar.ru