Многоцелевой вертолёт S-61 Sea King

Многоцелевой вертолёт S-61 Sea King

Многоцелевой вертолёт Sikorsky S-61 Sea King предназначен для переброски грузов военного назначения и десанта. В сентябре 1957 г. компания «Sikorsky» приступила к созданию для ВМС США всепогодного противолодочного вертолета с двумя ГТД. оснащенного гидролокационным оборудованием и способного нести до 381 кг противолодочного вооружения. Вариант S-61A Sea King имел водонепроницаемый фюзеляж для посадки на воду, убирающееся в корпус шасси на поддерживающих поплавках и оснащался двумя ТВД Дженерал Электрик Т58, приводившими в движение пятилопастный несущий винт. Опытный образец поднялся в воздух 11 марта 1959 г., за ним последовали 7 испытательных вертолетов YHSS-2 (SH-3). Серийный вариант SH-3A начал поступать на вооружение в сентябре 1961 г.

К более поздним вариантам относится транспортный вертолет HH-3A для особо важных персон. Такой же вариант CH-124, собранный канадской компанией «Юнайтед Эйркрафт Канада», был поставлен а канадские ВМС.

ВВС Норвегии для спасательных целей заказали вертолеты S-61A без противолодочного оборудования, а от ВВС Малайзии поступил заказ на вертолеты S-61A-4 «Нури» для перевозки 31 военнослужащего или для поисково-спасательных работ.

167 вертолетов под обозначением HSS-2, HSS-2A (SH-3D), HSS-2B (SH-3H) и еще 18 поисково-спасательных машин варианта S-61 были построены по лицензии компанией «Мицубиси».

Установка двигателей T58-GE-10 с мощностью на валу 1044 кВт/1400 л.с. и увеличение запаса топлива привели к появлению нового варианта SH-3D. Эти вертолеты впервые были поставлены в июне 1966 г.

С 1969 г. компания «Агуста» начала лицензионную сборку вертолетов SH-3D в Италии под обозначением ASH-3D. Сто пять машин ASH-3A без противолодочного вооружения были переоборудованы в вертолеты общего назначения SH-3G, последующие варианты с 1971 г. разрабатывались на основе вертолета SH-3H с усовершенствованным противолодочным и электронным оборудованием для наблюдения.

SH-3H является основным вертолетом ВМС США. Кроме того, существует вариант общего назначения — SH-3G, с которого снято все противолодочное оборудование. Девять вертолетов SH-3H переоборудованы для траления мин и обозначаются RH-3A. Они снабжены лебедкой для буксировки трала. Вертолеты SH-3H используются обычно на авианесущих кораблях ВМС и на береговых базах, но уже заменяются вариантами SH-60 «Си Хоук» и «Оушн Хоук»

Восемь вертолетов SH-3, поставленных в Испанию, были модифицированы в стандарт SH-3H, и три из них, оснащенные РЛС, установленными во внешнем надувном обтекателе (похожем на тот, который стоит на машинах «Си Кинг» AEW Mk.3 ВМС Великобритании), предназначены для дальнего радиолокационного обнаружения воздушных целей.

Вариант CH-3B после демонтажа оборудования для морской эксплуатации превратился в вариант SH-3; вариант CH-3C, который был заказан в ноябре 1962 г., имел заднюю погрузочно-разгрузочную аппарель. Получив в компании обозначение S-61R, опытный образец поднялся в воздух 17 июня 1963 г., а первая поставка вертолетов CH-3C была сделана 30 декабря 1963 г.

Вариант CH-3E создан в феврале 1966 г. путем замены двигателей T58-GE-1 мощностью 969 кВт/1300 л.с. на двигатели T58-GE-5 мощностью 1119 кВт/1500 л.с. Позднее несколько машин были переделаны в стандарт HH-3E для авиационно-космической поисково-спасательной службы ВВС США. Они были оснащены броней, самогерметизирующимися топливными баками, убирающейся штангой для дозаправки в воздухе, спасательной лебедкой, пулеметами калибра 12,7 мм и стали называться «Джолли Грин Джайент». Сейчас все эти вертолеты не используются и заменены на вариант HH-60.

Вариант HH-3F «Пеликан» разработан для частей береговой охраны США. Имел современное электронное оборудование для поисково-спасательных работ, но у него не было самогерметизирующихся топливных баков, брони и вооружения варианта HH-3E. Сейчас фактически осуществляется переход к варианту HH-60J «Джейхоук».

Вертолет HH-3F собирался в Италии под обозначением AS-61R; на нем устанавливались усовершенствованные радарная и дальняя радионавигационная системы «Лоран» (LORAN), бортовая ИК-система для обнаружения целей в передней полусфере (FLIR) и навигационная система.

В Великобритании по лицензии в 1969—1994 гг. выпускались различные модификации вертолета S-61. получившие название «Си Кинг» и оснащенные английскими двигателями, оборудованием и вооружением:

HAS Mk.1, Mk.2 — противолодочный вертолет для английских ВМС.

AEW Mk.3 — вариант для дальнего радиолокационного обнаружения. Оборудован РЛС Торн ЕМ1 с антенной, установленной сбоку фюзеляжа и отклоняемой вниз при работе.

HAR Mk.3 — усовершенствованный поисково-спасательный вертолет английских ВВС, в кабине которого могут разместиться 11—19 пострадавших на сиденьях или 6 на носилках.

HC Mk.4 «Коммандо» — многоцелевой и десантно транспортный вертолет для английских ВМС, в кабине которого могут разместиться 28 десантников или 2270 кг груза, а на внешней подвеске — до 3630 кг.

HAS Mk.5 — вариант противолодочного вертолета с усовершенствованным акустическим и электронным оборудованием и с увеличенной взлетной массой до 9525 кг.

Mk.41 — противолодочный вертолет для ВМС Германии.

Mk.42A, В и С — противолодочные вертолеты для ВМС Индии.

Mk.43 и 48 — поисково-спасательные вертолеты для ВВС Норвегии и Бельгии.

Mk.45 и 47 — противолодочные вертолеты для ВМС Пакистана и Египта.

Mk.50 — противолодочный вертолет для ВМС Австралии.

Источник - dogswar.ru