Вертолёт Agusta-Westland AW129 Mangusta

Вертолёт Agusta-Westland AW129 Mangusta

Вертолёт Agusta A.129 «Mangusta» стал первым узкоспециализированным боевым вертолётом, созданным не только в Италии, но и вообще в Западной Европе. Машина проектировалась согласно требованиям итальянской армии, сформулированным в середине 1970-х годов. Agusta A.129 также первый европейский вертолёт, бортовое оборудование которого базируется на каналах обмена данных по стандарту M1L-STD 1553В, что значительно облегчает работу экипажа. Проектирование вертолёта велось в тесном взаимодействии с армией. В целях экономии средств было решено максимально использовать отработанную конструкцию вертолета A.109 и установить уже имеющиеся на рынке двигатели и вооружение. После слияния итальянской Agusta и британской Westland Helicopters в AgustaWestland вертолёт сменил название с A.129 на AW129.

Первый прототип Agusta A.129 соверщил первый официальный полет с аэродрома Касцина-Коста 15 сентября 1983 года (неофициально вертолёт поднимался в воздух 11 и 13 сентября). Вертолёт оснащен двумя газотурбинными двигателями Rolls-Royce Gem2-2Mkl004D, собранные по лицензии на фирме «Piaggo». Фирма «Agusta» изготовила четыре опытных вертолёта, а после того как один из них пришлось списать, был построен еще и пятый прототип. Все опытные вертолёты приступили к программе лётных испытаний до 1985 года. Проведенные в 1986 и 1987 годах лётные испытания, в ходе которых выполнялись пуски ракет, позволили в декабре 1987 года заключить контракт на поставку первой партии из 15 машин для армейской авиации Италии. Изначально военные определили свои потребности в 100 боевых вертолётов, предназначенных для борьбы с танками и ведения разведки. Однако в связи с окончанием холодной войны заказ был сокращен до 60 машин.

tionavl.ru

vivabasket.ru

Первые пять серийных вертолётов поступили в учебный центр армейской авиации в Витебро в октябре 1990 года для проведения Эксплуатационных испытаний и переподготовки экипажей. Всего, до приостановки поставок в 1992 году, армия Италии успела получить 45 вертолетов A.129. Сокращение военных расходов заставило урезать многие программы закупки вооружения и военной техники. Одновременно армия Италии пересмотрела требования к противотанковому вертолету - теперь от него требовалась способность решать более широкий круг задач. Необходимость в такой машине особенно остро выявил опыт участия вертолётов A.129 «Mangusta» в международных операциях сил ООН в Сомали в 1992-1994 годах.

Штатное вооружение боевых вертолётов A.129 «Mangusta» предназначено, в первую Очередь, для борьбы с танками. Вертолёт способен нести до восьми ПТУР TOW-2A,52 неуправляемые ракеты калибра 70 мм или более крупные НАР SNIA-BPD Medusa кали6ра 81 мм. Также возможна подвеска контейнеров с 12,7-мм пулеметами. Пилот (он же командир экипажа) располагается в задней кабине, оператор вооружения - в передней. Оба члена экипажа снабжены нашлемными дисплеями Honeywell IHADS. Перед кабиной смонтирован прицел Saab HeliTOW, предназначенный для наведения ПТУР TOW и включающий оптический канал высокого разрешения и лазерный дальномер/целеуказатель. Поп ним смонтирована инфракрасная система обзора передней полусферы HIRNS. Система HIRNS позволяет лётчику уверенно пилотировать вертолёт в условиях плохой видимости.

Большинство бортовых систем вертолёта - навигация, связь, система управления вооружением «завязаны» в единый комплекс четырехканальной цифровой шиной данных с системой управления информацией IMS. Использование системы IMS позволило автоматизировать многие процессы и резко сократить число органов управления, В настоящее время производство вертолёта A.129 «Mangusta» под обозначением AW129 осуществляет фирма «Agusta-Westland». Армия Италии получила 15 последних заказанных ею вертолётов в модернизированном виде, со многими доработками, внедренными на варианте A.129 International. Находящиеся на вооружении вертолёты должны были пройти модернизацию до окончания 2008 года. Сейчас армия Италии проявляет интерес к новому варианту A.129 Mangusta СВТ (Combatlimento).

Вертолёт AW129 «Mangusta» выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом. Фюзеляж типа полумонокок, передняя часть выполнена из алюминиевых сплавов; носовой обтекатель, хвостовая балка с килем, гондолы двигателей, шпангоуты кабины и панели для обслуживания - из КМ. Центральная часть имеет обшивку из панелей слоистой конструкции с сотовым заполнителем. Кабина экипажа двухместная, имеет расположение сидений тандемом и снабжена двумя раздельными фонарями: для летчика, сидящего сзади, и второго лётчика-стрелка, сидящего спереди. Сиденье летчика приподнято относительно сиденья лётчика-стрелка. Остекление кабины экипажа обеспечивает хороший боковой и передний обзор, необходимый для полетов на предельно малых высотах. Панели остекления кабины с целью уменьшения бликообразования выполнены плоскими.

Фюзеляж имеет небольшую площадь миделевого сечения и может выдерживать попадание пуль калибром 12.7 мм. Для аварийного покидания вертолета экипажем предусмотрены сбрасываемые боковые панели. Конструкция фюзеляжа рассчитана на обеспечение безопасности при аварийной посадке в соответствии с военными стандартами США MILSTD-1290 (вертикальная скорость 11.2м/с). Применение КМ в конструкции фюзеляжа достигает 45% массы. В средней части фюзеляжа установлено съемное крыло малого удлинения размахом 3.2м, с двумя пилонами с каждой стороны для подвески вооружения. Конструкция крыла выполнена из КМ. Хвостовое оперение состоит из стреловидного киля и нижней килевой поверхности, используемой для крепления хвостового колеса, и поворотного стабилизатора, крепящегося в середине хвостовой балки. Все поверхности хвостового оперения выполнены КМ.

Источник - dogswar.ru