Вертолет UH-60A Black Hawk

Вертолет UH-60A Black Hawk

Разработка вертолета UH-60A Black Hawk началась в конце 1968 года, был обьявлен конкурс на создание многоцелевого тактического транспортного вертолета по программе UTTAS (Utility Tactical Transport Air System). В конкурсе приняли участие ведущие фирмы Bell, Sikorsky, Boeing-Vertol и Lockheed. Новый вертолет UTTAS должен был заменить многоцелевые вертолеты Bell UH-1, находившиеся на вооружении армии, и транспортные вертолеты Boeing-Vertol СН-46 Sea Knight, находившиеся на вооружении корпуса морской пехоты. Согласно программе UTTAS, новый вертолет должен был соответствовать следущим требования: перевозка десанта из 10-15 человек в кабине вертолета с экипажем из трех человек; силовая установка из двух двигателей; обеспечение возможности перевозки вертолета без разборки на самолетах Lockheed С-130 и С-141.

Из девяти представленных проектов вертолета, были отобраны две фирмы - Boeing-Vertol и Sikorsky, которым и была поручена дальнейшая разработка опытных вертолетов. По программе UTTAS фирмы Sikorsky и Boeing-Vertol разработали и построили опытные вертолеты YUH-60 и YUH-61. Первый опытный вертолет YUH-60 совершил первый полет 17 октября 1974 г. В 1976 г. после завершения оценочных испытаний опытных вертолетов и проведенного сравнительного анализа армия выбрала фирму Sikorsky победительницей программы UTTAS и выдала ей контракт 83.4 млн долларов на начало производства первых 15 вертолетов UH-60A. Основными причинами выбора вертолета Sikorsky UH-60A в конкурсе явились меньший технический риск и меньшие эксплуатационные расходы в течение расчетного 20-летнего срока эксплуатации.

Вертолеты поставлялись в ВВС США в качестве спасательного варианта во время боевых действий. Экипаж вертолета оснащен бронесидениями, выполнеными из комбинированной брони (карбид бора/композиционный материал на основе кевлара), рассчитанными на защиту от пуль малокалиберного оружия при стрельбе с близкой дистанции. Кресла способны выдерживать перегрузку 48G при ударе вертолета о землю. Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя ГТД и трехопорным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, из легких сплавов, композиционные материалы на основе стекловолокна и кевлара используются в конструкции дверей кабины экипажа, фонаря, обтекателей и капота двигателей. Вход в двухместную кабину экипажа осуществляется через боковые сбрасываемые двери. В кабине могут размещаться 10 десантников с вооружением или 6 раненых на носилках. Фюзеляж имеет противоударную конструкцию, способную выдерживать перегрузку, равную 20g при фронтальном и 10g при вертикальном ударе. Установлена спасательная лебедка грузоподъемностью 270кг c тросом длиной 69м, грузовой крюк рассчитан на усилие 3630кг.

Силовая установка состоит из двух турбовальных ГТД General Electric T700-GE-700, размещенных в гондолах по обеим сторонам пилона несущего винта. Требования к двигателю были определены на основе опыта эксплуатации во Вьетнаме. ГТД Т700 разработан специально по программе UTTAS и является двигателем нового поколения. Характеристика ГТД T700-GE-700 (у земли в условиях МСА): максимальная мощность 1285кВт; максимальная продолжительная мощность 1126кВт; удельный расход топлива 0.283 кг/кВтч. Вспомогательная силовая установка ГТД Т-62Т-40 "Титан" обеспечивает подачу воздуха с расходом 33 кг/мин для запуска силовой установки вертолета, охлаждения оборудования и обогрева кабины.

Оборудование для проведения задания включает ИК-систему переднего обзора FLIR, установленную на турели, многофункциональные кабинные дисплеи на ЭЛД, мультиплексную цифровую шину передачи данных MIL STD 1553В, индикатор c движущейся картой, систему скрытой связи дециметрового, метрового и коротковолнового диапазонов, кодированное переговорное устройство, средства радионавигации, систему опознавания и радиомаяки.

Основными элементами навигационной системы является доплеровский радиолокатор и инерциалъная навигационная система; предусматривается установка системы определения местоположенияс помощью спутников. Члены экипажа будут иметь очки ночного видения. В оборудование, предусмотренное для обороны вертолета, входят приемник радиолокационного облучения ARP-39, автомат рассеивания трассеров и ИК-отражателей.

Вертолет UH-60A Black Hawk за десять лет эксплуатации подвергался последовательно (по сериям) различным усовершенствованиям и модернизациям, направленным на поддержание его возможностей на требуемом уровне. Наиболее значительным мероприятием явилась разработка универсальной съемной системы крепления наружных подвесок по бортам фюзеляжа (в верхней части за кабиной экипажа). Использование данной системы позволяет, во-первых, осуществлять автономное стратегическое развертывание вертолетов UH-60A Black Hawk (при установке четырех подвесных топливных баков - 2X1700 л и 2X870 л) с континентальной части США в Европу с одной посадкой на Азорских о-вах, а во-вторых, применять их в качестве боевых.

В последнем случае рассматриваются различные варианты вооружения: 16 ПТУР «Хеллфайр» или «Тоу»; четыре кассетные установки системы минирования М56 (постановка путем отстрела вниз 320 мин за 1 ч); УР класса «воздух - воздух» и другие. В результате последних разработок появилась возможность применять с него новую систему минирования М139 «Вулкан». Противотанковые или противопехотные мины в цилиндрических контейнерах снаряжаются по 40 штук в четыре специальные установки, которые крепятся по бортам фюзеляжа (в районе дверей в грузовую кабину) и отстреливаются в стороны с предельно малой высоты.

Фирмой «Сикорский» была разработана поэтапная программа усовершенствований вертолета UH-60A Black Hawk. Модифицированный вариант получил обозначение UH-60М. Одна из основных целей программы - восстановление и в некоторой степени улучшение расчетных тактико-технических характеристик вертолета.

На базе UH-60A Black Hawk разработан также вертолет ЕН-60А, входящий в состав вертолетного комплекса радиоразведки и радиоэлектронного подавления средств связи «Квик фикс-2». В 1988 году завершены поставки 66 таких машин, а в начале 1989-го они получили обозначение ЕН-60С. Имеются и другие варианты вертолета «Блэк Хок», Одним из них является МН-60К для сил специальных операций, его предусматривается оборудовать системой дозаправки топливом в воздухе, оснастить двигателями T700-GE-701C, новой трансмиссией, ИК станцией переднего обзора AN/ AAQ-16 и РЛС следования рельефу местности AN/ APQ-168, новым приборным оборудованием кабины, двумя 7,62-мм пулеметами. В качестве варианта рассматривается использование УР «Стингер».

Источник - dogswar.ru