Боевой вертолет Ка-50 (СССР)

Боевой вертолет Ка-50 (СССР)

Боевой вертолёт Ка-50 (код НАТО — «Hokum») предназначен для огневой поддержки сухопутных войск на поле боя днем и ночью в простых и ограниченно сложных метеоусловиях на предельно малых высотах. Работы по созданию вертолета начались на фирме «Камов» в 1977 г. По замыслу разработчиков, по своим характеристикам он должен был противостоять новому американскому вертолету огневой поддержки АН-64 «Апач», проектирование которого тогда шло полным ходом. Первый полет Ка-50 состоялся в 1982 г.

Компоновка вертолёта Ка-50 - его фюзеляж, хвостовое оперение, убирающееся шасси и относительно большое крыло - приближается к самолетной. Экипаж вертолёта состоит из одного летчика, что привело к высокой степени автоматизации всех систем управления вертолетом и его вооружением. Применение симметричного соосного несущего винта обеспечило простоту управления вертолетом в ручном, а главное, в автоматическом режиме, отличную маневренность, взлет и посадку при ветре любой силы и направления. Такой винт повысил боевую живучесть вертолета, позволил обеспечить компактность силовой передачи и значительно снизить потери мощности двигателей. Кроме этого, наличие соосного винта позволяет применять фигуру пилотажа (так называемую «воронку»), обеспечивающую вертолету сосредоточенный огонь по точечной цели. В то же время постоянное перемещение машины в «воронке» относительно противника по азимуту и углу места чрезвычайно затрудняет прицеливание по ней. Несущие винты имеют по 3 полужесткие лопасти.

Вертолёт Ка-50 способен перемещаться боком (скользить) со скоростью 80 км/ч и назад со скоростью 90 км/ч. Перемена направления движения на противоположное происходит за несколько секунд. Ка-50 — единственный в мире вертолет, который способен в течение 12 часов «висеть» на одном месте.

Основу боевой мощи Ка-50 составляют противотанковые УР «Вихрь» и пушка 2А42. Комбинированная боевая часть сверхзвуковой ракеты «Вихрь» оснащена несколькими взрывателями различного действия, что в сочетании с высокоточной, помехозащищенной (лазерной) системой наведения позволяет одинаково эффективно поражать на дальностях до 10 км как бронированные (до 900 мм с динамической защитой) наземные цели, так и перемещающиеся со скоростью до 800 км/ч воздушные объекты. Ракета имеет высокую скрытность применения: противник узнает об атаке только в момент попадания. Под крылом на четырех точках подвески вооружения могут размещаться до 16 сверхзвуковых ПТУР. до 80 НАР калибра 80 мм. Возможно применение других видов съемного вооружения.

Пилоны для подвески оружия выполнены поворотными в вертикальной плоскости до 10°. При необходимости на всех точках подвески можно расположить топливные баки. При снаряжении оружия большую помощь оказывают встроенные в пилоны электромеханические лебедки. С их помощью можно подвесить боеприпасы массой до 500 кг. Сверхзвуковые ракеты подвешиваются целым блоком, а процесс укладки патронных лент в контейнеры боепитания пушки предельно упрощен и механизирован.

Мощная пушечная установка 2А42 (калибр 30 мм. боекомплект 500 снарядов) имеет возможность индивидуального прицеливания в вертикальной плоскости и по азимуту, селективное питание и переменный темп стрельбы. Это позволило на 30% повысить эффективность поражения воздушных и наземных легкобронированных целей.

Ка-50 оснащен интегральным прицельно-пилотажно-навигационным комплексом для поиска целей и автоматического наведения ПТУР на цель, применения других видов вооружения, решения задач автоматизированного пилотирования и навигации. Оптическая прицельная система (ОПС) осуществляет поиск и автоматическое наведение ПТУР на цель. Применена нашлемная система целеуказания. Для действия в составе группировки боевых вертолетов на Ка-50 имеется аппаратура приема разведданных от различных систем наведения. Эта информация, а также прицельная информация для применения пушки и НАР выводится на ИЛС. Разработанный комплекс мероприятий по повышению боевой живучести вертолета и выживаемости экипажа в бою гарантирует длительное сохранение работоспособности трансмиссии после поражения маслосистемы, высокий уровень противопожарной защиты и др.

Отсутствие рулевого винта с его системами управления и редуктором допускает поражение хвостовой балки без тяжелых последствий, а применение стеклопластиковых лопастей 4-го поколения обеспечило высокую боевую живучесть вертолета при обстреле его из автоматического стрелкового оружия. Силовая конструкция на 35% состоит из композиционных материалов. При поражении пулями и снарядами композиты не обладают вторичным поражающим действием осколков и брызг, присущим металлической обшивке.

Пилот Ка-50 размещается в полностью бронированной и экранированной кабине. Ее общая масса чуть более 300 кг. Она введена в силовую конструкцию фюзеляжа и придает ему дополнительную жесткость. Высокая противоснарядная стойкость брони защищает летчика при попадании в борт кабины нескольких снарядов калибра 20 мм. Компоновка и конструкция кабины не допускают изменения ее внутреннего объема более чем на 10-15% при ударах о землю. Исключено попадание внутрь кабины других агрегатов при разрушении элементов их крепления. Трехопорное шасси с носовой стойкой убирается в полете, что снижает аэродинамическое сопротивление и радиолокационную заметность. Шасси и конструкция фюзеляжа обеспечивают поглощение аварийных перегрузок при падении машины. Особенности размещения топливной системы исключают возможность возникновения пожара после аварийного жесткого приземления вертолета.

Вертолёт оснащен катапультным креслом К-37. Система катапультирования предусматривает аварийное принудительное покидание вертолета летчиком во всем диапазоне высот и скоростей полета с предварительным отстрелом лопастей винтов. Кроме того, пилот может с парашютом покинуть машину, не катапультируясь.

В 1994 г. фирма «Камов» приступила к разработке двухместного всепогодного круглосуточного разведывательно-ударного вертолета Ка-52 «Аллигатор», являющегося модификацией одноместного Ка-50. Ка-52 может взаимодействовать с другими вертолетами в группе и наземным командным пунктом. Вертолет оснащен комплексом средств для обнаружения целей в ночных условиях (тепловизионная система и многофункциональный радиолокационный комплекс) и тремя многофункциональными цветными индикаторами. Первый полет на опытном образце Ка-52 был выполнен 25 июня 1997 г.

Источник - dogswar.ru