Вертолёт Agusta-Bell AB.412 Grifone

Вертолёт Agusta-Bell AB.412 Grifone

Фирма «Agusta» подписала с фирмой «Bell» в 1981 году контракт о лицензионном производстве вертолета Model 412 под обозначением Agusta-Bell AB.412 в гражданском варианте; поставки готовых изделий заказчикам начались в январе 1983 года. Вертолет Model 412 представляет собой модификацию вертолета Model 212 в варианте с четырехлопастным несущим винтом. Специалисты фирмы «Agusta» продолжили работы по модернизации вертолёта, разработав его военный вариант согласно требованиям вооруженных сил и других силовых министерств Италии. Военный вариант получил обозначение AB.412 «Grifone», первый полет он выполнил в августе 1982 года.

Военный вариант AB.412 «Grifone» предназначался для решения широкого круга задач, включая огневую поддержку сухопутных войск (для чего в кабине на турелях можно было установить один - два пулемета, а на внешней подвеске - блоки с неуправляемыми авиационными ракетами), перевозку до 14 солдат с полной выкладкой и эвакуацию раненых с поля боя (шесть человек на носилках и двое санитаров). Морской вариант вертолета предназначен, прежде всего, для выполнения поисково-спасательных задач и оснащен поисковой РЛС с круговым обзором (антенна РЛС монтировалась под обтекателем на крыше кабины летчиков), инфракрасной и телевизионной обзорными системами, четырехканальным автопилотом, более совершенной навигационной системой. Для поглощения ударов при жесткой посадке у вертолёта AB.412 «Grifone», в сравнении с гражданской моделью, сделали усиленное шасси.

В кабине установлены ударопоглощающие частично бронированные сиденья, броней также прикрыт ряд важных бортовых систем. Пол кабины снабжен разнообразными монтажными узлами, которые позволяют легко изменять конфигурацию посадочных мест, монтировать специальное оборудование, включая внутреннюю лебедку. На сопла двигателей предусмотрена возможность установки экранно-выхлопных устройств, снижающих тепловое излучение вертолета. На вертолете Agusta AB.412 «Grifone» установлен четырехлопастный несущий винУ, основные элементы которого выполнены из композиционных материалов, что позволило уменьшить шумность и снизить вибрацию. В состав бортового оборудования входит автономная навигационная система с гиростабилизацией по трем осям, автопилот, стабилизированный прицел и обзорная ИН-станция. Сообщается, что с помощью этого оборудования вертолёт может выполнять полёты на предельно малых высотах, ночью, а также днем в условиях ограниченной видимости.

Вертолёт AB.412 «Grifone» способен нести широкий ассортимент вооружения. В нижней части фюзеляжа предусмотрена возможность фиксированной установки одной или двух 25-мм пушек Oerlikon Contraves КВА-В или одного 12,7-мм пулемёта FN-Brawning M3 с боекомплектом 400 патронов на турели под передней частью фюзеляжа и одного-двух пулеметов калибра 12,7 мм или 7,62 мм в дверных проемах грузовой кабины. Для подвески авиационных средств поражения используются два узла по бортам фюзеляжа (по одному с каждого борта), на которых возможен монтаж четырех или восьми противотанковых ракет BGM-71 TOW или четырех противокорабельных управляемых ракет Sea Skua, четырех ракет "воздух-воздух" малой дальности, четырех легких противорадиолокационных ракет, двух контейнеров с 12,7-мм или 7,62-мм пулемётами, двух блоков НАР (на 12 или 19) 81-мм неуправляемых ракет Medusa или SNORA каждый.

В Италии вертолёты AB.412 «Grifone» выпускает фирма "Agusta Westland". К 2008 году вертолёты были поставлены шести военным и государственным службам, включая Национальную лесную службу Италии и Национальную противопожарную службу. Самым крупным заказчиком стал Корпус карабинеров, которому поставлено не менее 32 вертолетов. Входящая в состав ВМС Италии служба береговой охраны получила 24 вертолёта. На вооружении армейской авиации Италии состоят 23 из 25 поставленных вертолётов AB.412 «Grifone» (в армейской авиации они обозначаются EM-4, 4-й тип многоцелевого вертолета - Elicottero Multiruolo), два из них доработаны в вариант радиоэлектронной борьбы. Фирма "Agusta" продала пять вертолётов AB.412 в Уганду, где ныне одна или две уцелевших машины в вооруженном варианте используются для борьбы с партизанами. 12 вертолётов AB.412 было поставлено ВВС Зимбабве, включая две машины в VIP/санитарном варианте. Вертолёты AB.412 также эксплуатируются в Финляндии, ОАЭ, Лесото и в ВМС Венесуэлы. В военном вертолётном авиационном училище Великобритании вертолёты AB.412 используются под обозначением Griffon HT.Mk 1.

Источник - dogswar.ru