Многоцелевой вертолет NH-90

Многоцелевой вертолет NH-90

Многоцелевой вертолёт NH-90 предназначен для транспортировки наземных войск, их снабжения в любых метеоусловиях, огневой поддержки наземных войск в радиусе 250 км, ведения разведки, использования в качестве командного поста, поисково-спасательных операций, электронного противодействия и установки мин, а также для борьбы с подводными лодками и надводными целями в сложных погодных условиях, отражения атак вертолетов противника, снабжения войск и транспортных операций.

Разработка вертолета NH-90 началась в 1984 г. консорциумом NH Industries (Франция, Германия, Италия, Нидерланды), а 18 декабря 1995 г. опытный образец совершил первый полет. Вертолет проектировали в двух вариантах - корабельного базирования и транспортный для сухопутных войск и ВВС. Вариант NFH (NATO Fregat Helicopter - вертолет для базирования на фрегатах ВМС стран НАТО) автономно решает задачи поиска и уничтожения подлодок и надводных целей, осуществляет загоризонтное наведение УР класса "поверхность-поверхность", выполняет поисково-спасательные операции, перевозит грузы в кабине и на внешней подвеске. Применять с фрегата его возможно в ПМУ и СМУ благодаря системе посадки на палубу "Гарпун", спасательной лебедке и автоматической системе складывания лопастей несущего винта и хвостовой балки.

Программа NH-90 предусматривала постройку одного вертолета для наземных испытаний и пяти прототипов для летных. Испытания единственного GTV (Ground Test Vehicle - вертолет для наземных испытаний), изготовленного "Агустой", начались 28 сентября 1995 г. Первый летный прототип РТ-1 покинул завод фирмы "Еврокоптер Франс" 29 сентября 1995 г. Его первый полет состоялся 18 декабря 1995 г. Впервые машину продемонстрировали в Берлине на авиакосмической выставке в мае 1996 г.

Второй летный прототип РТ-2 изготовили к ноябрю 1996 г. Его первый полет состоялся 19 марта 1997 г. После налета в пять часов на вертолете установили ЭДСУ полетом взамен механической. Первый полет с ней машина совершила 2 июля 1997 г. Третий РЕ-3 для испытаний БРЭО выполнил первый полет в конце 1998 г., четвертый РТ-4 построен в варианте ТТН, пятый РТ-5 - в варианте NFH на заводе фирмы "Агуста". Это первый полноценный прототип морского вертолета. Впервые он поднялся в воздух 22 декабря 1999 г.

Программу неоднократно пересматривали, приостанавливали и даже собирались закрыть из-за различного видения в странах-участниках корабельного вертолета, сокращения военных бюджетов, сложностей организационного плана.

Разработаны две модификации: тактический транспортный вертолет ТТН. оборудованый опускаемой рампой в задней части фюзеляжа, и вертолет корабельного базирования NFH. Вертолет одновинтовой схемы, с двумя газотурбинными двигателями и трехопорным шасси. Фюзеляж выполнен целиком из композитных материалов; для уменьшения эффективной поверхности рассеивания при облучении РЛС боковые поверхности фюзеляжа сделаны в виде плоских граней, как на БМП; наиболее важные узлы и агрегаты надежно защищены. В передней части фюзеляжа размещается кабина экипажа со сдвижной частью фонаря, дверьми с обеих сторон, остеклением и носовым обтекателем. По бокам фюзеляжа расположены две сдвижные двери. В варианте ТТН имеется задняя дверь, одна секция которой открывается вверх, а другая — вниз, образуя погрузочную рампу, спроектированную в расчете на погрузку перспективной боевой машины пехоты VGA массой 2 т для армии Франции. Может перевозить до 14 десантников.

Несущий винт четырехлопастный, с бесшарнирным креплением лопастей (прямоугольной формы в плане), изготовленых из композитных материалов. На морском варианте вертолета лопасти автоматически складываются. Рулевой винт четырехлопастный, бесшарнирный. Втулка несущего винта титановая с эластомерным подшипником и композиционным демпфером, не требует технического обслуживания в процессе эксплуатации. Лопасти выполнены из композиционного материала, сохраняют работоспособность при простреле пулями калибра до 12,7 мм.

Силовая установка состоит из двух ТВД RTM-322-01/9 с цифровой системой управления FADEC. Топливная система включает протектированные топливные баки в нижней части фюзеляжа, самозатягивающиеся при попадании пуль калибра 12,7 мм. NH-90 способен летать без потери высоты в условиях МСА на высоте 1000 м на одном двигателе. Запускают основные двигатели от ВСУ или от электростартера. ВСУ также питает системы кондиционирования при выключенных основных двигателях.

Система управления четырехканальная, электродистанционная, с боковыми рукоятками управления. Она оптимизирована для полетов на малых и предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Электронное оборудование включает несколько БЦВМ, систему диагностики и контроля бортового оборудования, навигационную систему, автопилот. В состав БРЭО морского варианта дополнительно входит поисковая РЛС кругового обзора, опускаемая гидроакустическая станция, сбрасываемые гидроакустические буи, детектор магнитных аномалий, системы постановки радио- и ИК-помех; БРЭО транспортного варианта включает метеорадиолокационную станцию.

Транспортный вариант может нести ударное вооружение (НАР, подвесные контейнеры с пушками или пулеметами), морской вариант — самонаводящиеся противолодочные торпеды Mk46 и A244, глубинные бомбы, противокорабельные ракеты AM39 Exocet, УР класса «воздух—воздух» общей массой до 700 кг.

Источник - dogswar.ru