Боевой вертолёт A.129 Mangusta (Италия)

Боевой вертолёт A.129 Mangusta (Италия)

Итальянские военные специалисты, изучив в начале 70-х годов опыт боевого применения сухопутных войск в локальных войнах и военных конфликтах, пришли к выводу о возрастании роли армейской авиации при выполнении широкого круга боевых и вспомогательных задач. Исходя из этого значительное внимание было уделено планам дальнейшего строительства и совершенствования собственной армейской авиации, в том числе путем качественного улучшения вертолетного парка. Одним из конкретных шагов в этом направлении были решения, принятые в 1972 году, о необходимости создания легкого противотанкового вертолета, предназначенного для использования в условиях Западной Европы.

Первоначально новый вертолет планировалось разрабатывать совместно с ФРГ. С этой целью между сухопутными войсками обеих стран было заключено соглашение о требованиях, предъявляемых к перспективному вертолету. В 1973 году итальянская фирма «Агуста» и западногерманская «Мессершмитт - Бельков -— Блом» начали параллельные работы над проектом. Однако возникшие в конце 1975 года трудности технического и промышленного характера, а также разногласия между сторонами привели к отказу от дальнейшего осуществления совместной программы.

В 1978 году Италия приняла решение приступить к самостоятельной разработке нового боевого вертолета в соответствии с собственными требованиями к нему. Около 70 проц. стоимости разработки вертолета, получившего обозначение A.129 Mangusta, взяли на себя сухопутные войска. Фирма «Агуста» широко использовала опыт, накопленный при создании многоцелевого вертолета A-109 «Хирундо», а также полученный в процессе предварительной проработки нового проекта.

Первый полет опытного образца вертолета A.129 Mangusta состоялся в сентябре 1983 года. Всего для проведения всесторонних испытаний фирмой «Агуста» были построены пять опытных образцов, общий налет которых к моменту завершения испытаний составил более 1500 ч. В середине 1986 года началось серийное производство первых 15 вертолетов, их постройка была завершена в конце 1987 года, а поставки сухопутным войскам начались в 1988 году. Общее количество заказанных вертолетов этого типа для оснащения двух эскадрилий армейской авиации составляет 60 единиц. В 1987 году 20 таких вертолетов планировала приобрести Дания.

При проектировании вертолета A.129 Mangusta перед разработчиками стояла задача создать достаточно эффективную со сравнительно высокой боевой живучестью и в то же время недорогую боевую машину, что оказало решающее влияние на выбор массо-габаритных характеристик и на возможности по оснащению ее соответствующим вооружением и бортовым оборудованием (преимущественно американского производства).

Конструктивно вертолет A.129 Mangusta выполнен по одновинтовой схеме с четырехлопастным несущим и двухлопастным рулевым винтами, крылом малого удлинения и трехстоечным неубирающимся колесным шасси с хвостовым колесом. Носовой обтекатель, хвостовая балка, панели в центральной части фюзеляжа, а также лонжероны выполнены из композиционных материалов. Согласно сообщениям журнала «Эр форс мэгэзин», доля последних в конструкции фюзеляжа составляет до 45 проц. его общей массы. Изготовленные из них детали занимают 70 проц. площади планера. Это в сочетании с небольшим поперечным сечением фюзеляжа (максимальная ширина 0,95 м) обеспечивает существенное снижение эффективной площади рассеяния.

Фюзеляж вертолета A.129 Mangusta типа полумонокок, передняя часть выполнена из металла, носовой обтекатель и хвостовая балка — из композиционных материалов. Бронирование фюзеляжа обеспечивает защиту от пуль калибра 12,7 мм.

Кабина экипажа двухместная, с тандемным расположением сидений. На переднем размещается стрелок (второй летчик), а на заднем — летчик (командир экипажа). У стрелка имеются все необходимые приборы и органы управления для самостоятельного выполнения полета. Ступенчатое расположение сидений обеспечивает экипажу улучшенный обзор (от —34 до +56° в вертикальной плоскости и в пределах 260° в горизонтальной). Фонари летчика и стрелка раздельные, боковые панели сбрасываемые (в аварийных ситуациях). Все панели остекления кабины в целях уменьшения бликообразования выполнены плоскими. Утверждают, что фюзеляж может выдерживать попадание пуль калибра 12,7 мм.

Сиденья экипажа имеют пуленепробиваемую конструкцию, а в случае аварийной посадки способны поглощать энергию удара с уменьшением величины перегрузки от 43 до 15 и меньше. Сиденье летчика приподнято относительно сиденья летчика-стрелка. Остекление кабины экипажа обеспечивает хороший боковой и передний обзор, необходимый для полетов на предельно малых высотах. В ночных условиях летчик осуществляет поиск целей с помощью тепловизора, установленного в передней части фюзеляжа. С него изображение выводится на экран прицела стрелка и в нашлемную систему целеуказания пилота.

В средней части фюзеляжа предусмотрена установка съемного крыла малого удлинения с двумя пилонами с каждой стороны для подвески вооружения (до 500 кг) или дополнительных топливных баков. В разведывательном варианте вертолета крыло демонтируется. Хвостовое оперение состоит из стреловидного киля и нижней килевой поверхности, используемой для крепления хвостового колеса, и поворотного стабилизатора, крепящегося в середине хвостовой балки. Шасси неубирающееся, трехстоечное с хвостовым колесом, обеспечивает выживание экипажа на 90% при скорости удара о землю не выше 13 м/с. Колея шасси 2,2 м, база шасси 6,95 м.

Крыло вертолета (размах 3,2 м) изготовляется из композиционных материалов. Оно съемное и крепится в средней части фюзеляжа. На каждой его консоли имеются два узла подвески.

Хвостовое оперение состоит из стреловидного киля и нижней килевой поверхности, используемой для крепления хвостового колеса, а также из поворотного стабилизатора (размах 3 м), крепящегося в середине хвостовой балки. Все поверхности хвостового оперения выполнены из композиционного материала.

Несущий винт с шарнирным креплением лопастей, имеющих низкий уровень вибраций, снабжен эластомерными подшипниками. Лонжероны лопастей изготавливаются из кевлара, армированного углеродными волокнами. Передняя и задняя части лопасти имеют сотовую конструкцию с использованием заполнителя номекс. Передняя кромка и законцовка сделаны из нержавеющей стали, а обшивка - из композиционных материалов. Лопасти несущего винта рассчитаны на выдерживание попаданий в них пуль калибра 12,7 мм. Благодаря выбранной форме законцовок лопастей, а также окружной скорости концов лопастей 214 м/с вертолет, как утверждают разработчики, имеет довольно низкую акустическую сигнатуру. У втулки несущего винта баллистическая стойкость такая же, как у лопастей.

Все механические соединения и подвижные части винта расположены внутри втулки, что является положительным с точки зрения решения проблем предотвращения попадания посторонних предметов и снижения радиолокационной сигнатуры вертолета. Вал несущего винта установлен на подшипниках, не требующих смазки. Лопасти рулевого винта с полужестким креплением к втулке также выполнены из композиционных материалов (за исключением передней кромки из нержавеющей стали) и обладают такой же боевой живучестью, как и лопасти несущего винта.

Источник - dogswar.ru