Вертолет огневой поддержки AH-1 Huey Cobra (США)

Вертолет огневой поддержки AH-1 Huey Cobra (США)

Ударный вертолёт Bell AH-1 Huey Cobra предназначен для сопровождения многоцелевых и транспортных вертолетов, непосредственной поддержки сухопутных войск и борьбы с бронетехникой противника. В марте 1965 г. компания Bell начала разработку боевого вертолета ближней воздушной поддержки войск на базе вертолета Модель 204 (UH-1B/-1C «Ирокез»). Предполагалось обеспечить армию США пробным вертолетом, который объединял бы в себе новый узкий фюзеляж с малым поперечным сечением и тандемным расположением кресел, силовую установку, несущий винт и трансмиссию вертолета UH-1C. Опытный образец поднялся в воздух 7 сентября 1965 г. Вертолет, обозначенный Модель 209, испытывался начиная с декабря того же года, а заказы на два предсерийных и 110 серийных аппаратов последовали в апреле 1966 г. Получивший в итоге обозначение AH-1G и имя «Хью Кобра», вертолет начал поставляться в армию США в июне 1967 г., а с сентября его стали использовать в боевых действиях во Вьетнаме. Для армии США было поставлено 1127 вертолетов AH-1G, включая тренировочные TH-1G с двойным управлением.

Серийный вертолет AH-1G Huey Cobra, ставший базовым для дальнейших модификаций, имел конструкцию одновинтовой схемы, с рулевым винтом, одним ГТД и лыжным шасси. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. Кабина экипажа двухместная, с расположенными друг за другом сиденьями стрелка и летчика. Уровень пола в отсеке стрелка (находится перед летчиком) ниже на 0.25 м. Фонарь с плоскими стеклами сводит к минимуму отсвечивание и увеличивает пространство над головой летчика, на вертолете применена усовершенствованная автономно действующая система аварийного сбрасывания окон и дверей. Для защиты экипажа и наиболее ответственных участков конструкции и агрегатов от наземного огня использована облегченная стальная броня. Конструкция хвостовой балки усилена, чтобы противостоять попаданию 23-мм снарядов. Для планера вертолета применена окраска, способствующая уменьшению визуальной и ИК-заметности.

Крыло размахом 3,28 м, среднерасположенное, прямое, трапециевидной формы в плане, которое разгружает несущий винт в горизонтальном полете и несет узлы подвески вооружения, контейнеров с оборудованием или топливных баков. Шасси неубирающееся, лыжное, выполнено из алюминиевых сплавов, с пластиковыми обтекателями стоек. Снизу для улучшения износостойкости к лыжам крепятся накладки из стали.

Силовая установка состоит из одного турбовального ПГД, размещенного в обтекателе сверху фюзеляжа и снабженного боковыми воздухозаборниками, выхлопным соплом, отклоненным вверх, на котором установлен кожух для охлаждения выхлопных газов наружным воздухом и снижения ИК-излучения. Топливо содержится в протектированных баках емкостью 980 л, замкнутых в систему пополнения топливом расходного бака.

Электронное оборудование включает: средства связи (между членами экипажа, КВ-станцию связи, станцию связи метрового диапазона), навигационную систему, приемник радиолокационного обнаружения, передатчик активных ИК-помех, индикаторы обстановки в горизонтальной и вертикальной плоскостях, радиовысотомер, резервный магнитный компас для второго летчика, ответчик системы опознавания.

Вооружение включает турель M28 с шестиствольным 7,62-мм пулеметом с боекомплектом 4000 патронов и 40-мм реактивным гранатометом с боекомплектом 300 гранат. На четырех подкрыльевых узлах подвески возможно размещение контейнеров с 7,62-мм пулеметами или 40-мм гранатометами, блоков с семью или девятнадцатью 70-мм неуправляемыми авиационными ракетами. Масса боевой нагрузки составляет 450 кг.

Корпус морской пехоты США закупил в 1969 г. 38 машин AH-1G в ожидании поставки 49 машин варианта АН-1J «Си Кобра», заказанных в мае 1968 г. Экземпляры, в основном подобные армейскому вертолету AH-1G, поставлялись ВМС Испании (8 машин, обозначенных Z.14) и в Израиль (6 машин).

В дальнейшем производились следующие варианты:

TH-1G Huey Cobra — обозначение учебно-тренировочного вертолета AH-1G с двойным управлением.

AH-1J «Си Кобра» — первоначальный вариант для Корпуса морской пехоты США, оснащенный силовой установкой с двумя турбовальными двигателями Т400-СР-400 общей мощностью на валу 820 кВт/ 1100 л.с. в номинальном режиме, но со взлетной или боевой мощностью на валу 932 кВт/1250 л.е.; с 1970 г. выпущена 271 машина, 63 из которых уже с февраля 1971 г. стали использоваться во Вьетнаме морскими пехотинцами.

AH-1Q Huey Cobra — 93 машины AH-1G, переоборудованные в 1973— 1974 гг. для запуска противотанковых ракет BGM-71 TOW.

AH-1R Huey Cobra — вариант, подобный AH-1G, но с более мощным турбовальным двигателем T53-L-703.

AH-1S Huey Cobra — общее обозначение, под которым существующие аппараты АН-1 были модернизированы для возможности противотанковой борьбы с помощью ракет «Тоу», а также обозначение вновь построенных аппаратов. Оно включает также «Модернизированные» AH-1S, которые составляют 197 машин AH-1G и 93 машины AH-1Q с усовершенствованными коробкой передач и трансмиссией, улучшенным несущим винтом, двигателем T53-L-703 и ракетами BGM-71 TOW; 100 подобных вертолетов, под обозначением «Серийные» AH-1S, были серийными машинами с перспективной радиоэлектроникой, системами и оборудованием; 98 машин «Стрелковые» AH-1S, похожие на вертолеты «Серийные» AH-1S, но с улучшенной турелью и системой управления огнем; и 126 новых серийных машин.

AH-1F — «Модернизированный» AH-1S, вобравший в себя все лучшие качества вертолетов AH-1S, плюс перспективное навигационно-боевое радиоэлектронное оборудование и системы защиты, включающие прицельное оборудование с лазерным дальномером, ЭВМ, нашлемный прицел, систему уменьшения ИК-излучения двигателя и ИК-ловушки.

AH-1T «Улучшенный Си Кобра» — в целом улучшенная версия вертолета AH-1J, включающая силовую установку повышенной мощности T400-WV-402, динамическую систему вертолета Модель 214 и фюзеляж, удлиненный на 1,09 м. Построено 57 машин, оборудованных для противотанковой борьбы с применением ракет «Тоу» (начало поставок — октябрь 1977 г.).

AH-1W «Супер Кобра» — вариант на базе вертолета АН-1Т «Си Кобра». Является наиболее совершенной машиной из серии двухдвигательных вертолетов АН-1, в которую вошли также вертолеты АН-1J и вышеназванный АН-1Т. Первый полет совершил 16 ноября 1983 г. Первый серийный вертолет AH-1W поставлен в марте 1986 г. для Корпуса морской пехоты США. Для продления срока службы возможна модернизация вертолета в следующие модификации: AH-1W IWS — модификация вертолета с новой кабиной экипажа, усовершенствованной ЭВМ, цифровой картой и цветными многоцелевыми дисплеями для уменьшения загрузки летчика; AH-1BW — модификация AH-1W с четырехлопастным несущим винтом, причем две лопасти могут складываться, и новой втулкой от вертолета Белл 412. Первый полет совершил 24 января 1989 г. Взлетная масса увеличена до 7620 кг, непревышаемая скорость — до 370 км/ч, максимальная скорость — до 315 км/ч, максимальная крейсерская скорость — до 297 км/ч.

AH-1W «Веном» — развитие вертолета AH-1BW в соответствии с требованиями к боевому вертолету для ВС Великобритании. Снабжен вооружением для эксплуатации в условиях плохой видимости, ночью и для автономной навигации. Вертолет одновинтовой схемы, с рулевым винтом, цельнометаллическим фюзеляжем типа полумонокок, со среднерасположенным крылом (на каждом по четыре узла подвески вооружения), двумя газотурбинными двигателями и лыжным шасси. Кабина экипажа, как и на предыдущих вертолетах серии АН-1, двухместная (стрелок сидит спереди, летчик — сзади). Сиденья, боковые панели и наиболее ответственные элементы конструкции бронированы. Электронное оборудование управления вооружением размещено в отсеке под носовой частью. Горизонтальное оперение находится на хвостовой балке впереди вертикального стреловидного оперения, на котором расположен двухлопастной рулевой винт. Возможна установка колес для рулежки по земле.

Источник - dogswar.ru